?

Log in

No account? Create an account

Что жителю Кавказа здорово, то европейцу смерть :)

Арсен Мараджян
Что жителю Кавказа здорово, то европейцу смерть :)

У цыгана спросили:
- Какой ты веры?
Цыган ответил:
- А какой тебе надо? :)


   Один из пользователей Живого Журнала на днях разместил в своем блоге интересный опрос на предмет выяснения отношения читателей к любопытствующим гражданам, ненавязчиво интересующимся национальностью, вероисповеданием, или размером зарплаты своих собеседников. :)

   Дословно не помню предлагаемые опции возможных ответов на опрос, но все они были негативного свойства и спектр допустимых вариантов можно проиллюстрировать примерно такого рода реакцией: если кто-то поинтересуется моей национальностью, вероисповеданием, или тем паче размером зарплаты, то меня охватит приступ неописуемого бешенства (а-ля Пьер Безухов!), и я тут же заеду любопытному товарищу в морду правым апперкотом, дополню левым хуком снизу в печень и завершу мощнейшим ударом коленкой в пах :)

Впрочем, для сравнительно толерантных респондентов была оставлена и возможность применения более мягких санкций, как то: облекусь в ледяное равнодушие, отплыву как айсберг в сторону и переведу любопытствующего наглеца в разряд нерукопожатных до Второго Пришествия :)

И мотивировалась возможная негативно-невротичная реакция на любопытствующих граждан тем, что в Лондоне и в Париже такого рода наглые и бесцеремонные вопросы считаются крайним моветоном и нарушением всех и всяческих приличий, а люди их задающие слывут не более отесанными, чем свежесрубленные и не обструганные бревна из какой-нибудь замшелой дубовой рощи. :)

Ну, понятное дело, читатель, мои релятивистско-философичные мозги не могли равнодушно пройти мимо столь жирной пищи для размышлений :)

Как же так, подумал я? Ведь в добрых сказках всех народов мира люди не иначе встречали друг дружку, как вопросами:

- Чей ты сын будешь, мил человек? Какого роду-племени? Какого чину-звания? :)

А тут, понимаешь, хуком в печень грозят и приступом лютого неуправляемого бешенства. :)

И вспомнил я еще забавный случай из своей биографии, произошедший со мной в пору, когда гостил я как-то в одной из республик Северного Кавказа. А дело было так. Возвращался я после встречи (ужина в ресторане) в гостиницу, время было около часа ночи, погода стояла великолепная, и я решил пройтись, благо идти было недалеко (да и ходить пешком полезно после умеренной выпивки и хорошей закуски :)

Остальное под катом.

И вообрази, читатель, картину, иду я себе, значит, иду, по пустынной безлюдной улице, любуюсь ночным городом, свежо, хорошо вокруг, и вдруг мне навстречу почти вприпрыжку подошли, чуть не подбежали, три молодца, местные уроженцы на вид. И что ты думаешь, читатель, они мне сказали? Угадай с трех раз!.. В жисть не угадаешь!.. Они спросили меня: "Ты кто по национальности?" :) Без всякого приветствия, без вступительных слов, без даже какого-нибудь "дай закурить" или чего-нибудь в этом роде, просто и ясно огорошили вопросом в лоб :) Я им, конечно же, ответил, назвал свою национальность, и без всякой паузы поставил им тоже встречный вопрос в лоб: "А вы кто?" :) Они тоже ответили мне, назвали свою национальность и... побежали дальше своей дорогой. :) Вот такая милая беседа состоялась в час ночи. Ну и я пошел себе дальше в гостиницу.

И здесь есть над чем задуматься, читатель. Ведь как оно интересно получается.

В одних культурах, назову их условно "западными", считается неприличным задавать вопросы кому-либо касательно определенных деталей его биографии, и при этом расценивается как вполне нормальное, поведение человека, который ПРИНЦИПИАЛЬНО, НА РОВНОМ МЕСТЕ, без какой-либо острой и особой в том необходимости утаивает от собеседника любую информацию о своем происхождении, вероисповедовании и уровне доходов. Соответственно лица, которые проявляют излишнее в терминах данной культуры любопытство, слывут неблаговоспитанными и неотесанными, и им даже отказывают в приличном обществе.

В других же культурах, назову их условно "традиционными", господствует диаметрально противоположный подход, а именно, считается обязательным задавать те же самые вопросы всякому незнакомцу, и более того, каждый человек до известной степени обязан афишировать и даже выпячивать факты, проливающие свет на его происхождение, вероисповедование и уровень доходов. Соответственно лица, которые скрывают вышеуказанные детали своей биографии, производят крайне не симпатичное и отталкивающее впечатление. С ними никто водку пить не захочет и в разведку не пойдет! :)

Таким образом, при встрече человека "западного" и человека "традиционного" возникает полный когнитивный диссонанс. Первый думает о втором: вот чурбан неотесанный. Второй думает о первом: вот крыса хитрожопая. :)

Рассмотрим теперь, читатель, причины и корни этих отличий, но прежде всего я хочу сделать одну важную оговорку. Разумеется, я речь веду о вопросах, которые задаются БЕЗ ВСЯКОЙ ЗАДНЕЙ МЫСЛЕЙ, о вопросах АПРИОРИ БЕЗОБИДНЫХ с точки зрения того, кто их озвучивает. Потому что, конечно же, есть особые случаи и ситуации, и эти ситуации равно применимы и В ОДИНАКОВОЙ СТЕПЕНИ КАСАЮТСЯ ЛЮБОЙ КУЛЬТУРЫ, будь то западной, будь то традиционной.

Продолжение следует (допишу, читатель, в одном из следующих постов)


Comments

Вітаємо! Ваш запис потрапив у Рейтинг топ-25 популярних записів України!
За бажанням детальніше про рейтинги ви можете прочитати у розділі довідки.
да и не только европейцу :)
Поскольку я живу на Кавказе, то могу свои наблюдения всё-таки высказать. У нас никто не спрашивает друг у друга национальность, потому что и так видно.
Поверьте, спрашивают всегда, когда не видно :)
Всё же западный подход в данном случае лучше. А вот представьте, что такой вопрос Вам бы задали в Баку в конце 1989 года. Город тоже вполне кавказский, хотя до известных событий весьма европеизированный...
Об этом я напишу подробнее во второй части. Именно поэтому я сделал выше важную оговорку: "Разумеется, я речь веду о вопросах, которые задаются БЕЗ ВСЯКОЙ ЗАДНЕЙ МЫСЛЕЙ, о вопросах АПРИОРИ БЕЗОБИДНЫХ с точки зрения того, кто их озвучивает".
Я прожил в Баку с 1963 по 1980 год, и в моё время там никого не волновало, кто армянин, а кто — нет. В классе учились азербайджанцы, армяне, евреи трёх видов (европейские, горские и грузинские), русские, лезгин — и если и ссорились, то никак не по национальному признаку. Примерно такой же этнический состав был и у учителей, а трудовик был казанским татарином.
Всё правильно, и ведь никому же не пришло бы в голову скрывать свое происхождение или возмутиться, если кто-нибудь спросил бы об этом.
Понятно. Если у человека фамилия Магеррам-заде, то знамо дело, что он не молдаванин, а Аветисян — ни разу не удмурт.

если меня спрашивают - спокойно отвечаю, ну любопытно может быть человеку ). не отвечаю только если лень и неохота
почему у вас это вызывает такое бешенство ? )))
пров вероисповедание тоже нормальный совершенно вопрос )
мне только про деньги не нравится
Вы меня спрашиваете? :) Если меня, то хочу пояснить, что бешенство этот вопрос вызывает не у меня, а у некоторых респондентов вышеупомянутого опроса :)

Меня наоборот такой вопрос обычно радует, как повод лишний раз рассказать о политике партии и правительства о себе :)



Edited at 2013-03-14 05:01 am (UTC)
значит, я не поняла ))
Ни чего обидного в этом не должно быть, если вопрос уместен, а не с бухты барахты)
меня один раз на собеседовании спросили про вероисповедание. Думаю, в традиционном обществе ко мне был бы вопрос про национальность. Хотя я сам русский. Вопрос про национальность считаю нормальным, если нахожусь в местах наподобии тех где задали вопрос Вам. В таком городе, как например москва, за вопрос от незнакомого человека про мою национальность заданный вот так с места в карьер, могу и уебать. Если мы с этим человеком сидим допустим обедаем в ресторане в той же Москве (мы незнакомы, просто сидим рядом)прежде чем ответить, вежливо поинтересуюсь, что его побудило. Либо сначала отвечу, потом поинтересуюсь, зависит от настроя.
Нормальный естественный вопрос для такого времени.
Считаю недопустимым расспрашивать незнакомцев, но и сам не люблю сообщать о себе информацию. Это всё могут использовать против меня.